Воскресное Богослужение в Свято-Покровском храме в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Воскресенье, 06 Май 2018
Оцените материал
(1 Голосовать)

6 мая 2018 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в Свято-Покровском храме города Усть-Каменогорска настоятель прихода - благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко возглавил служение Божественной Литургии. Отцу настоятелю сослужил диакон Александр Якушев. Богослужебные песнопения исполнил церковный хор Покровского прихода. За литургией молились прихожане храма, воспитанники и преподаватели детской воскресной школы, группа слушателей воскресной школы для взрослых.

На Литургии евангелист Иоанн представляет богомольцам беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин. 4, 5-42).

Евангелист рассказывает нам: Иисус вместе с апостолами пришли к городу Сихарь. Ученики Спасителя отлучились в город купить пищи, а Христос остановился около колодца, который был достаточно глубок, и без веревки или специального приспособления, набрать воду было невозможно. В это время к колодезю за водой подошла женщина-самарянка. Спаситель первым обратился к самарянке, попросив у нее пить.

Женщина сразу увидела во Христе иудея по наружности и напомнила Ему о том что, между их народами не принято даже общаться. Отвечая ей, Спаситель высказывает мысль, что если бы она только знала, с Кем сейчас разговаривает, то сама бы просила у Него «воды живой».

Поняв Иисуса буквально, женщина спросила: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4. 11). Отвечая, Спаситель говорит, что та вода, которую Он может ей предложить, сможет настолько утолить жажду, что, отведав всего лишь один раз, пить больше никогда не захочется. Услышав такую речь, самарянка просит у Спасителя такой воды. Но Христос ей советует прежде пойти и позвать своего мужа. Женщина могла отвечать как угодно, но законного мужа у нее действительно не было и пять мужей, которых она имела ранее, были незаконными. Поэтому, Христос, прежде всего, обличает ее в блудодеянии, хотя и хвалит за честность. Пораженная тем, что Собеседник знает ее тайну, о которой не знает больше никто в мире, женщина принимает Его за Пророка и задает главный религиозный вопрос своей жизни: где ей следует поклоняться Богу: в Иерусалимском храме или, как делали самаряне, на горе Гаризим. В ответ Спаситель говорит: «...настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4 - 23, 24).

Дальше женщина, понимая, что имеет возможность спросить самое главное, спрашивает о Мессии – когда он придет? Отвечая на это, Христос прямым текстом отвечает, что Мессия – это Он.

Во время этого разговора из города вернулись апостолы. Несмотря на то, что они сами только что общались с самаритянскими торговцами, а у некоторых из них даже покупали пищу, они были шокированы: Учитель разговаривает с женщиной-самарянкой! Женщина бросила свой водонос и немедленно побежала в город, рассказывая всем об удивительном незнакомце, который выдел ее насквозь – знал даже прошлое: «...пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4. 29).

Уже очень скоро первые горожане, заинтересовавшиеся проповедью женщины об удивительной встрече, поспешили к колодцу, чтобы собственным глазами увидеть Пророка. И многие Самаряне из города того уверовали в Него, сначала по слову свидетельствовавшей о Христе женщины, а затем сами услышав и узнав, что Он истинно Спаситель мира.

Через евангельское слово Церковь представляет нам в лице женщины-самярянки образ грешника, ищущего спасения, готового услышать призывный глас Спасителя, оставить своё ведро у старого колодца мирского безразличия, полного мутной жижи мирской суеты, почерпнуть из чистого неиссякаемого источника Христова воды живой, «еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследуем вечно».

В воскресный день Святая Церковь молитвенно воспоминала особо почитаемых в Православии Святого великомученика Георгия и мученицу Александру Римскую.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры.

Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике. Раздав все имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперед:

- Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.

Все удивились смелой речи Георгия. Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам.

- Эта истина - есть сам Иисус Христос, гонимый вами, - ответил святой, - я раб Христа, Бога Моего, и пришел сюда свидетельствовать об истине.

Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: "Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я - терпеть мучения".

После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки - колесо, истыканное железными остриями. После колесования, когда все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою". Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя бога.

Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увидели чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру - запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю.

- Скажи, Георгий, - начал Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.Икона: Георгий Победоносец.

- Царь, - отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах.

Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскаленными гвоздями внутри. В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: "Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился".

Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: "Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет."

Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить.

Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть.

После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому.

Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: "Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты - Бог истинный и всемогущий!" Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: "Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?" Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим.

Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля (6 мая) 305 г.

3а мужество в страдании святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

По окончании Воскресного богослужения было возглашено славление празднуемому в этот день великомученнику и победоносцу Георгию. От лица всех молящихся была вознесена молитва этому, особо чтимому Русской Православной Церковью святому.

Проповедуя мирянам, иерей Алексий Анищенко рассказал, что Евангельское повествование о самаряныне имеет к нам непосредственное отношение, потому как Слово Божие усвояется не умом, но усвояется сердцем. Христос переродил женщину-самарянку, но перерождение это стало возможным только потому, что у нее было открытое для наполнения Святым Духом сердце, потому что она по благодати Божией искренне покаялась и исповедала Господа в своем городе: «...я встретила Христа!».

Прочитано 849 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены