В воскресный день Недели первой Великого поста в Покровском храме совершен Чин Торжества Православия

25 Февраль 2018
Оцените материал
(2 голосов)

25 февраля 2018 года настоятель Свято-Покровского храма - благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко возглавил особое праздничное богослужение – Литургию Василия Великого и чин Торжества Православия. Отцу Алексию сослужил диакон Александр Якушев.

Богослужебными песнопениями церковного хора руководила регент Анна Король.

За богослужением молились прихожане и паломники Покровского храма, воспитанники и преподаватели детской воскресной школы, представители группы воскресной школы для взрослых.

По благочестивой христианской традиции множество богомольцев в первое воскресение Великого поста исповедались и приобщились Святых Христовых Таин.

Первое воскресение Святой Четыредесятницы именуется неделей Торжества Православия, так как посвящено победе над иконоборчеством и восстановлению почитания икон.

Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

На VII Вселенском Соборе (787 г.) было закреплено почитание икон:

«...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

Однако, только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.

Христолюбивая царица Феодора после смерти своего мужа царя Феофила-иконоборца окончательно восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Тогда же Патриарх Константинопольский Мефодий установил особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 год на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Воскресный день ознаменовался также почитанием иконы Божией Матери, именуемой «Иверская».

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

По окончании Божественной Литургии в центре храма, перед иконами Спасителя и Божией Матери священнослужители и прихожане совершили молебное пение, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. В особый момент совершаемого чина торжественно воспет Символ Веры, как гимн исповедания Православия.

Проповедуя богомольцам, отец Алексий обратился к верующим с повествованием об истории и традициях празднования Торжества Православия, рассказал предание об образе Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» и о почитании иконы Божией Матери, именуемой «Иверская». В завершение пастырского слова отец Алексий сказал:

«...вновь и вновь, совершая Торжество Православия, мы утверждаем этим, что верим во Христа и поклоняемся Живому Богу. Памятуя об этом, поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с Торжеством Православия, желаю вам мироспасительно и твердо постигать Богословие, которым богато православное вероучение...».

«...в Евангелие воскресного дня говорится об Ангелах Божиих: "...будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин., 5 зач., I, 43-51). Святитель Димитрий Ростовский разъясняет нам, что этот евангельский образ указывает христианам на два условия праведной жизни - созерцание как богомыслие (это крылья ангельские) и деятельность как трудолюбие (путь восхождения). Ангелы именно "восходящие", а не взлетающие, чтобы показать, что недостаточно для нас на крыльях богомыслия взлетать, а подобает и ногами трудолюбия восходить...».

Из проповеди иерея Алексия Анищенко

По завершении богослужения иерей Алексий Анищенко огласил порядок церковных служб на Неделе второй Великого поста.

Прочитано 251 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены