Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения. Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деян. 15:1-29). Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год), против ереси Ария - Константинопольский I (381 год), против ереси Македония - Ефесский (431 год), против ереси Нестория - Халкидонский (451 год), против ереси монофизитов - Константинопольский II (553 год), «О трех главах» - Константинопольский III (680—681 годы), против ереси монофелитов - Никейский II (787 год), против ереси иконоборцев. Литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879 - 880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.
Перед причастием отец Роман обратился к богомольцам с проповедью на тему праздника, а также о важности для каждого верующего безотступного молитвенного настроя, соборной христианской жизни и причастия Святых Христовых Тайн.