В Неделю 5-ю по Пятидесятнице в Свято-Покровском храме почтили память равноапостольной великой княгини Ольги, во святом крещении Елены

Воскресенье, 24 Июля 2016
Оцените материал
(7 голосов)

24 июля 2016 года в храме Покрова Богородицы города Усть-Каменогорска совершена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста, которую возглавил настоятель Покровской церкви – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко. Отцу-настоятелю сослужили диаконы Александр Якушев и Алексий Горбунов. Богослужебные песнопения исполнены академическим церковным хором прихода.

Богослужение было посвящено Воскресному дню и памяти святой равноапостольной княгини Ольги, первой из русских правителей, принявшей христианство ещё до крещения Руси, хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга происходила из династии князей Изборских, родилась в языческой семье в Земле Псковской, принадлежала к роду Гостомысла, по совету которого варяги были призваны княжить в Новгороде.

В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами, не пожелавшая выйти замуж, вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Исполнившись стремлением к истинной вере, великая княгиня Ольга приняла Таинство крещения, которое совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христианскому обряду. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи ».

В ходе богослужения, по запричастном стихе, настоятель Покровского храма иерей Алексий Анищенко обратился к молящимся со словами проповеди на тему Евангельского повествования дня и воспоминания святой княгини Ольги:

«Сегодня, в праздничный воскресный день Евангелие повествует нам об исцелении Иисусом Христом бесноватых. Как в прозвучавшем на Литургии Евангелие от Матфея (Мф. 8:28 – 9:1), так и в Евангелие от Марка (Мк. 5:1-19) это чудо исцеления описано апостолами с некоторыми особенностями, присущими их авторству. Но суть этого чудесного исцеления одна – Господь пришел на помощь страдающему одержимостью злыми духами, страстями, оплетающими человека по рукам и ногам, ввергающими его в страшное состояние полной несвободы. Спаситель изгоняет злых духов в стадо свиней, однако, на явленное Господом чудо исцеления от одержимости, присутствующие люди ответили полным непониманием происходящего и попросили Христа, чтобы он отошел от пределов их. Как часто, братья и сестры, такое происходит и с нами! Порой нам важнее свиньи, чем дело Божие. В своей духовной брани мы чаще выбираем внешнее и материальное, нежели бережем и заботимся о внутреннем, которое Господь может исцелить и очистить по нашему молитвенному прошению. Иногда мы бываем в просветлении, когда в быстропроходящий момент устремляемся к духовному возрастанию, но вновь окунаемся в состояние одержимости страстями. Это может не проявляться у нас явно, как у бесноватых, но все же порабощает и губит нас греховными мыслями, недобрыми намерениями, вырывается из нас скверными словами. Но если мы всей душой и всей сущностью своей выразим готовность приблизиться к Господу, то по всемилости Его, подобно исцеленному бесновавшемуся, сможем сделаться апостолами, исповедовать и нести Слово Божие: «И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус» (Мк. 5-20).

Существует философская парадоксальная загадка: «Сможет ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?». Над этой загадкой размышляли многие. Есть мнение, что этот камень – человек, которому Господь дал свободу выбирать, кем быть: апостолом или бесноватым.

Ярким примером правильного выбора, - какой путь избрать, является житие воспоминаемой ныне равноапсотольной святой княгини Ольги, которая по милости Божией проснулась от сна язычества сама и пробудила многих. Выдающимся историческим примером этого пробуждения является внук святой княгини Ольги – равноапостольный князь Владимир, сподвигнутый Господом на дела преображения Русского государства из языческого в Православное. До прихождения ко Христу в житии святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира было много поступков – языческих, коварных, а иногда и жестоких. Но, по принятию Креста Христова, они сделались агнцами Божьими, светлым примером стойкости в вере. В угоду Господу эта вера дала обильные плоды - становление на Руси Православия.

Будем же и мы, по примеру Святой равноапостольной княгини Ольги, преодолевать тернии греха и стоять в вере, чтобы Господь исцелял и избавлял нас от скверны во спасение души и жизнь вечную. Аминь.

(Из проповеди иерея Алексия Анищенко)

По окончании богослужения в центре храма перед иконой великой княгини Ольги совершено славление - от лица молящихся настоятель обратился к равноапостольной святой со словами молитвы, а после этого в храме прозвучало величание.

Прочитано 994 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены