В день памяти мучеников и страстотерпцев, благоверных князей Бориса и Глеба благочинный Усть-Каменогорского церковного округа совершил Божественную литургию в Свято-Покровском храме села Самарское

06 Август 2017
Оцените материал
(1 Голосовать)

6 августа 2017 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, по благословению Преосвященнейшего Амфилохия, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского, благочинный Усть-Каменогорского церковного округа совершил Божественную литургию в Свято-Покровском храме села Самарское. Отцу-благочинному сослужил настоятель сельского храма протоиерей Николай Темирбаев. Богослужебные пения исполнены прихожанами Покровской церкви.

В воскресный день церковь молитвенно воспоминала мучеников и страстотерпцев, благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015).

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.

Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

С того времени затихла на Руси крамола. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Евангельское чтение воскресного дня представило богомольцам отрывок из Евангелия от Матфея (14:22-34), повествующий о спасении Господом нашим Иисусом Христом утопающего апостола Петра.

Ученики Христа покинули берег, где Спаситель остался наедине в молитвенном общении с Богом. Преодолев половину водного пути, они были настигнуты страшной бурей, угрожающей им гибелью. Борясь со стихией всеми человеческими силами и опытом, они с ужасом и страхом осознавали, что смертная опасность нависла над ними.

Внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа, который шел по бушующим волнам. Ученики в тревоге не верили своим глазам и подумали, что это призрак. А Иисус Христос, сквозь бурю и мглу сказал им: «...ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:26-27).

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности, но, встав на воду, вскоре стал оглядываться на волны и вихри, на нависающую угрозу смерти, испугался, усомнился и стал тонуть. Уповая на милость Учителя, Петр закричал: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих» (Мф. 14:30-32).

Произошедшее с Петром учит нас, что слово Божие - Евангелие - без Бога не исполнимо, исполнить его выше человеческих сил. Но вместе с Богом невозможное становится возможным. Какой бы разрушительной и устрашающей не была внешняя буря нашей жизни, и какими бы сильными не были внутренние бури, бушующие иногда в нашем сердце и уме, нужно со всей уверенностью помнить, что мы в безопасности даже в самом центре трагедии и по вере своей будем спасены любовью Бога.

По запричастном стихе настоятель Покровского храма села Самарское протоиерей Николай Темирбаев произнес проповедь, рассказав мирянам и житии и мученической смерти благоверных князей Бориса и Глеба, их духовном подвиге и особенном почитании православными христианами.

Божественная Литургия ознаменовалась молитвой мученикам и страстотерпцам благоверным князям Борису и Глебу и пением величания почитаемым ныне святым.

По завершению Литургии иерей Алексий Анищенко обратился к присутствующим с пастырским словом, истолковав смысл прозвучавшего на службе Евангельского чтения о спасении Иисусом Христом своего утопающего ученика - апостола Петра.

Подошедшие ко Кресту миряне были окроплены Святой водой.

После богослужения отец-благочинный провел в храме беседу с представителями православной церковной общины села Самарское на насущные темы приходской жизни, ответил на вопросы мирян.

Прочитано 442 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены