Совершено паломничество на Святой ключ

Четверг, 23 Июля 2015
Оцените материал
(3 голосов)

21 июля 2015 года, во вторник седмицы 8-й по Пятидесятнице прошло епархиальное празднство в честь иконы Пресвятой Богородицы "Казанская" и местночтимого образа Богоматери Абалацкая-Семипалатинская "Знамение".

Праздничное богослужение прошло близ города Семипалатинска на Святом ключе, являющемся ныне местом поклонения и паломничества христиан.

Паломническая поездка духовенства и мирян епархии на Святой ключ проведена по благословению Преосвященного епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия. На торжество прибыло более 20 священнослужителей и более 500 паломников. Помимо мирян, проживающих недалеко от источника, на святое место прибыло много верующих из отдаленных районов и даже государств. Прибыли паломники из таких крупных городов, как Астана, Екатеринбург и других. Паломническая группа г. Усть-Каменогорска насчитала 180 человек, для которых Епархией была организована своевременная доставка автобусным транспортом в обе стороны. Приехали вознести свои молитвы верующие из православных приходов и общин Зыряновска, Риддера, Серебрянска, Шемонаихи, Первомайки, Глубокого, Белоусовки, Предгорного, Митрофановки и из других населенных пунктов Усть-Каменогорского благочиния.

При стечении множества верующих и воцерковляющихся Его Преосвященством в сослужении духовенства Восточно-Казахстанской епархии совершена Божественная Литургия.

Множество верующих мирян причастились Святых Христовых Тайн.

По окончанию Литургии перед образом Царицы Небесной был отслужен молебен.

В завершение богослужения епископ Амфилохий обратился к верующим с архипастырским словом:

«Слава Тебе, Боже! Вот уже четвертый раз совершается нами на сем месте, которое некогда населяли боголюбивые инокини, Таинство Божественной литургии! Возрождается старинная благочестивая традиция паломничества на Святой Ключ. Уже давно нет здесь обители, но никогда не прерывалась здесь молитва; тайным образом, в годы воинствующего государственного атеизма, стремились сюда немногочисленные верующие. И ручеек их молитв, соединяясь с водами Святого Ключа, достигал подножия Креста Христова. Ныне же все мы совершенно небоязненно собрались здесь, чтоб почтить Деву, Матерь Божию, чтоб преклонить колени сердца пред тайной великого Промысла Божия, ибо несомненно промыслительно то, что сберег Творец Вселенной, сотворивший небо и землю (Пс. 133:3), для наших предков и для нас воды Святого Ключа. Святыня открыта для всех жаждущих, прииди и пей от источника благости Божией!

Пусть сегодняшнее торжество, сравнимое по радости с Пасхой Христовой, оставит на наших сердцах вечную печать Божией Любви, вечный знак того, что скор Господь наш на помилование и очищение нашей скверны. Явимся, братия и сестры, достойными такого дара любви. И да поможет нам Пречистая в каждый день жизни нашей. Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Всем желающим была предоставлена возможность почтить Пресвятую Богоматерь, приложившись к Ее честной иконе, а также совершить погружение и омовение в купели, набрать в сосуды воду из Святого источника.

Историческая справка

История Святого Ключа неразрывно связана с историей нашего края, а наиболее тесно – с освоением земель русскими экспедициями под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, легендарного основателя прииртышских крепостей для защиты дальних рубежей Российской империи от джунгарских набегов.

В далеком 1719 году благочтимый чудотворный образ Абалацкой Божией Матери был внесен на суда майора Лихарева священником Абалацкого монастыря, что под Тобольском. Но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни оны, воставши Марiамь и иде въ горняя (Лк. 1, 39.), как все суда Лихарева невидимой силою Божией снялись с якорей и безо всякой человеческой помощи поплыли против быстрого течения вверх по Иртышу. Таким чудесным образом икона довела суда экспедиции до недавно построенной Семипалатинской крепости, около которой судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды сдвинуть его, не трогалось с места. Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и экспедиция Лихарева отплыла дальше вверх по течению Иртыша.

Прославленная столь явным чудом Божиим икона хранилась в крепостной церкви и в одну из ночей 1740 года скрылась. Икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек. Приблизившись к нему, он нашел на стволе тополя икону с воженной свечей у его подножья и бьющим из-под корней дерева ключом воды. Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту. Икона, по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но не он сам, и никто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ на месте ее чудесного обретения стал местом паломничества многих православных людей. Богомольцы пили воду из Святого Ключа, а многие брали ее с собой для благоговейного употребления в случае телесных немощей.

Освятившая своим присутствием весь город, чудотворная икона в 1777 году, вместе с остальными иконами была перенесена в Знаменский собор, став главной святыней города.

Долгое время место, где совершилось столь дивное обретение иконы Матери Божией оставалось диким и неустроенным. Лишь в 40-х годах 19 века, усердием боголюбцев местность начала обустраиваться и облагораживаться: строились навесы и часовни, в которых можно было проводить Богослужения, возводились деревянные бараки для размещения приезжих богомольцев. Регулярно совершались Крестные ходы из Воскресенского и Знаменского соборов города к Святому ключу.

Вскоре было положено начало существованию здесь женского православного монастыря. В 1902 году из глинобитного домика Заречной слободы Семипалатинска на Святой Ключ переселилась православная женская община, насчитывающая около тридцати вдов и девиц, возжелавших иноческой жизни. На средства благотворителей начинается активное строительство потребных для инокинь зданий: приделы к деревянному храму-часовне, корпус для проживания сестер общины, дом для священника, рукодельная мастерская, просфорная, странноприимный дом, другие строения.

В 1912 году произошло важное событие в истории Святого Ключа - женская община была обращена в женский общежительный монастырь. Несколько лет существования Святоключинского женского православного монастыря явились годами подлинного расцвета этого святого места. Монахини и послушницы своими заботливыми женскими руками стремились облагородить и благоукрасить каждый уголок обживаемого ими места. Было заведено крепкое монастырское хозяйство - сестры святой обители не покладая рук трудились в поле, сеяли хлеб, мололи муку, выделывали холсты и одеяла, шили одежду, вышивали церковные облачения, следили за укреплением зыбкого иртышского берега. В монастыре существовал приют для девочек-сирот, которых в те годы много было в результате эпидемий, тяжелых условий труда людей и нищеты местного населения.

Кровавые революционные события привели к жестоким гонениям Святой Церкви, угроза закрытия повисла и над Святым Ключом.

Незадолго до закрытия монастыря, в одну из ночей, дежурившая в обители инокиня увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменьей Екатериной (Иванюк), с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой монахинями копии с Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы (та самая, которая сейчас находится в Воскресенском кафедральном соборе г. Семипалатинска) бил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные сестры замерли у порога, не зная как понимать такое явление, лишь многоопытная мать-игуменья сказала: «Готовьтесь, сестры, скоро нас, наверное, закроют».

Так и произошло. В марте 1921 года новая власть официально упразднила монастырь, а и из насельниц монастыря была организованна трудовая артель. Однако, вскоре властям стало ясно, что закрытием монастыря они не достигли своей цели - Святой Ключ по прежнему привлекал к себе верующих. Монахини успевали образцово вести артельное хозяйство без всяких материальных затрат со стороны государства и одновременно поддерживать дух, царивший в обители до ее закрытия. Решением Губисполкома от 8 апреля 1922 года артель при Святом Ключе была распущена, имущество артели передано под дом отдыха. Монахини были вынуждены покинуть обитель, в которой они столько лет жили, молились и своим трудом благоукрашали всю округу.

22 декабря 1929 г. советами было принято решение о ликвидации православного храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы на Святом Ключе. Храмовое имущество, в том числе и копию Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, от которой было знамение перед закрытием монастыря, было решено передать Воскресенскому собору г. Семипалатинска. Трагична судьба и самого чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Попав в руки еретиков-обновленцев, икона подверглась разграблению и в дальнейшем следы подлинной Семипалатинско-Абалацкой чудотворной иконы Царицы Небесной теряются.

В 90-х годах, с началом возрождения Православной Церкви, количество посещающих Святой Ключ заметно увеличилось. Начался новый этап подлинно церковного почитания Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери. С 1998 года в Воскресенском соборе начали регулярно служиться молебны Божией Матери с водосвятием, за которыми читается и Акафист. Вскоре прихожане стали замечать, что, доселе очень темный образ начал просветляться. С тех пор он обновляется, но не сразу, а постепенно. Особенно это заметно во время молебнов - образ буквально сияет. Стали умножаться случаи исцеления людей после этих молебнов.

21 июля 1999 года, в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы были возобновлены паломничества на Святой Ключ, а с 2003 года началось облагораживание территории близ Святого источника: сооружен удобный спуск в овраг, где бьет источник Девы Марии, территория была расчищена от дикой поросли, а сам источник был одет в мрамор, сооружена купель с запрудой и возведена небольшая деревянная часовня-навес над самим Святым Ключом. Трудами Семипалатинского благочиния устроена специальная сень для совершения Богослужений, а рядом на прибрежном холме казачьей общиной установлен поклонный крест в память невинно убиенных священнослужителей и православных христиан. С 2012 года Богослужения и поездки верующих на святое место приобрели более широкий охват и проводятся в масштабе всей Епархии. Привлекаются священники и священнослужители из всех приходов, производится организованная доставка паломников.

Дело возрождения Святого источника Божией Матери не остановлено, верующие живут надеждой, что здесь вновь возродится монашеская обитель для всех ищущих духовной жизни и спасения.

 

Прочитано 2439 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены