Праздничные богослужения в Свято-Покровском храме в неделю 13-ю по Пятидесятнице

18 Сентябрь 2016
Оцените материал
(7 голосов)

18 сентября 2016 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, в Свято-Покровском храме совершена Божественная Литургия. За богослужением воскресного дня молитвенно воспоминались пророк Захария и праведная Елисавета. Воскресный день ознаменовался также памятью Собора новомучеников и исповедников Казахстанских.

Святой пророк Захария и праведная Елисавета почитаются Церковью как родители святого Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме. Его жена, праведная Елисавета была сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По свидетельству Евангелия, «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1 - 6). У Захарии и Елисаветы, тем не менее, не было детей, что в те времена считалось наказанием Божиим.

Однажды Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лк. 1-8). И вот, в тот важный момент, когда Захария один предстоял перед Господом, к нему явился архангел Гавриил и сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1-13). Захария, однако, не поверил словам Ангела. Он стал возражать: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). За недоверие Богу Захария был поражен глухотой и немотой – наказанием Господним, когда как ослушник Захария лишился слуха, а как противоречащий - речи. Как и было обещано через архангела Гавриила, праведная Елисавета зачала сына. Когда Елисавета была на шестом месяце беременности, к ней пришла ее родственница, Пречистая Дева Мария, только что получившая от архангела Гавриила благую весть о рождении от Нее Спасителя человеческого рода. Едва Богородица вошла в дом Захарии, младенец во чреве Елисаветы «взыграл», почувствовав приход своего Господа и Мессии. Так Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение еще в утробе матери. И сама Елисавета, исполнившись Святого Духа, произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк. 1, 41-45). Слова из этого приветствия: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1, 42), — до сих пор повторяются в одной из самых важных и часто произносимых молитв «Богородице, Дево, радуйся!».

После того как у Захарии и Елисаветы родился сын, на 8-й день после рождения младенца в их доме собрались родственники и соседи, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Все предлагали назвать ребенка в честь отца Захарией. Елисавета неожиданно для всех сказала, что имя его должно быть Иоанн. Праведный Захария также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к Захарии возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, благословил Бога и произнес удивительное по поэтической силе пророчество (Лк. 1, 67-79), в котором возвестил о грядущем вскоре обещанном Спасителе и о роли в этом событии своего новорожденного сына («И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).

Свое пророческое служение, как и большинство ветхозаветных пророков, Захария закончил мученической смертью. По церковному преданию, отец Иоанна Предтечи и был тем «Захарией, сыном Варахиином», убитым «между храмом и жертвенником», о котором говорит Спаситель как о последнем праведнике, кровь которого придет на нечестивых фарисеев (Мф. 23, 35). Ирод, уже погубивший Вифлеемских младенцев, узнав о чудесном рождении Иоанна Предтечи, решил убить и его, опасаясь, что этот ребенок и есть тот Царь Иудейский, о котором возвестили волхвы. Праведная Елисавета, однако, укрылась вместе с сыном в горах. Убийцы повсюду тщетно искали Иоанна. Тогда они прямо в храме Божием схватили Захарию и пытались узнать, где скрываются его жена и сын. Не получив ответа, они убили святого пророка. Праведная Елисавета, по преданию, скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Празднование Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана установлено в 2008 году по благословению патриарха Алексия II митрополитом Астанайским Мефодием (Немцовым).

Этот праздник является весьма знаковым для всех верующих. Русская Православная Церковь, подвергшаяся в ХХ веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и жестокости превзошли гонения первых христиан, явила всему миру сонм новомучеников и исповедников, подвигом своей жизни засвидетельствовавших верность Христу. В 1930-х - 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа – Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Казахстанская земля приняла в свои недра тела тысяч и тысяч верных Господу страдальцев. Нет здесь ни одного города и ни одной веси более или менее значительной, в которых в ушедшем ХХ веке не приносилась бы Богу молитва находившихся там в ссылках и лагерях и обретших в этих пределах вечный покой чад Русской Православной Церкви. Благодаря их жертвенному подвигу укрепилась Православная Церковь в Казахстане, украсилась их кровью и приобрела в Небесных Обителях молитвенников и ходатаев за всех тех, кто ныне еще совершает свое земное странствие на месте их святых страданий.

Православная история нашего края ознаменовалась верным христианским служением и мученической кончиной великих подвижников и непреклонных ревнителей веры и благочестия. Среди них такие, как Священномученик протоиерей Александр Дагаев (†1920), Священномученик протоиерей Дмитрий Смирнов (†26.06.1940), Священномученик протоиерей Сергий Феноменов (†1918), Священномученик иерей Зиновий Сутормин († 1920), Священномученик иерей Иоанн Баранов († 1937). Их трудами во имя Господа вселялась и укреплялась в человеческих душах истинная любовь к Богу и ближним, искоренялось беззаконие века, непрестанно привносилось в мир учение о претерпевании до конца, к чему призывает нас Спаситель.

Праздничное воскресное Богослужение в Усть-Каменогорском храме Покрова Богородицы возглавил клирик прихода иерей Роман Подрезов. Диаконский чин представлен Александром Якушевым и Алексием Горбуновым. Клиросные пения исполнены академическим церковным хором Свято-Покровского прихода.

По запричастном стихе иерей Роман Подрезов обратился к мирянам с проповедью, в которой прозвучало толкование прочитанного за Литургией Евангелие – притче Спасителя о злых виноградарях (Мф. 21:33-41, Мк. 12:1-9, Лк. 20:9-16). Батюшка рассказал богомольцам, что Иисус Христос в своей притче вновь иносказательно обращается к фарисеям и книжникам, обличая жестокую правду о человеческом роде, к которому Господь стучится, ожидая, что люди отзовутся, посылает к ним своих вестников и посланников. Но люди не желают их принять, не желают слушать, восстают на них, вплоть до того, что восстают на Самого Сына, посланного Небом. Господь предупреждает безбожников о трагических последствиях такого отвержения: наследие будет отнято, избранный Богом, но погрязший в грехах народ потеряет покровительство и теснейшую связь с Ним и окажется ни с чем.

По отпусту Литургии в центре храма перед праздничными иконами была прочитана молитва и спето славление новомученикам и исповедникам Казахстанским.

По завершению Богослужения иерей Роман Подрезов огласил порядок богослужений на предстоящую седмицу, а также напомнил прихожанам о том, что текущий год для Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан ознаменован 50-летием преставления святого преподобного Севастиана Карагандинского, чьи многоцелебные мощи вскоре будут пребывать в столице Рудного Алтая для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих.

Прочитано 583 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены