Неделя 6-я по Пасхе, о слепом, в Свято-Покровском храме

13 Май 2018
Оцените материал
(1 Голосовать)

13 мая 2018 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в храме Покрова Богородицы города Усть-Каменогорска совершена Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

В этот день, в последнее воскресенье перед отданием Святой Пасхи, Святой Церковью воспоминается описанное апостолом и евангелистом Иоанном чудесное исцеление Господом Иисусом Христом слепорожденного, глаза которого Спаситель помазал брением от плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоам, после чего слепой от рождения по милости Божией стал зрячим.

Божественно исцелённый Иисусом Христом человек обрёл зрение не только телесное, но и духовное: он уверовал в то, что Христос - это великий пророк и Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Не веря в величайшее чудо – исцеление слепорожденного, они негодовали по поводу того, что Иисус сотворил чудо в субботу и продолжали клеветать на Христа, называя Его грешным человеком. На слова прозревшего, что избавивший его от слепоты действует от Бога, фарисеи в гневе прогнали исцеленного, обвинив, что грешник с рождения не вправе учить их.

Это чудо, подобно воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Христа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет». Исцеленный Спасителем слепорожденный представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3 - 23). Дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца Церковь поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть свет спасительный.

За литургией Недели 6-й по Пасхе Святая Церковь молитвенно воспоминала святого Иакова Зеведеева, апостола из 12-ти.

Святой Иаков был призван на проповедь Евангелия Самим Господом из простых рыбаков вместе со своим братом - апостолм Иоанном Богословом (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20). Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк.9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).

После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме.

Также в воскресный день молитвенно воспоминался святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) - причисленный к лику святых епископ православной российской церкви, известный богослов и проповедник.

Святитель Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (1867) он отдал работе над духовными сочинениями.

В праздничный воскресный день в Свято-Покровском храме Богослужение возглавил настоятель прихода – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко. Диаконский чин представил Александр Якушев. Богослужебные пения Недели о слепом исполнены церковным хором прихода под управлением Ольги Афанасьевой. За Богослужением молились прихожане храма, воспитанники и преподаватели детской воскресной школы, группа слушателей воскресной школы для взрослых.

По отпусту литургии настоятель Покровского прихода обратился к богомольцам с пастырским словом. Отец Алексий раскрыл богомольцам духовный смысл воскресного Евангельского чтения о чудесном исцелении Господом Нашим Иисусом Христом слепорожденного. Отец Алексий процитировал некоторые слова из проповеди митрополита Антония Сурожского об исцелении слепого:

«...слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня – не в том смысле, что люди Христа похвалили; Евангелие говорит нам, что уничижили Господа, как грешника, за то, что Он не так, как люди ожидали, совершил Свое дело милосердия. Нет, не в этом смысле прославился Он, а тем, что в душе этого человека воссияла вечная жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что вошло в мир в новом сиянии Божественного присутствия».

По завершении богослужения батюшка огласил порядок церковных служб на предстоящую седмицу.

 

Прочитано 166 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены