Божественная Литургия в Свято- Покровском храме в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

22 Январь 2017
Оцените материал
(2 голосов)

В воскресный день, 22 января 2017 года, в попразднсво Богоявления и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1569), в Покровской церкви города Усть-Каменогорска совершена Божественная Литургия. Богослужение совершено клириком Покровского прихода иереем Романом Подрезовым. Диконский чин представлен Александром Якушевым. Богослужебные песнопения исполнены церковно-приходским академическим хором Свято-Покровского храма.

Святитель Филипп, митрополит Московский был прославлен для почитания Церковью в 1652 году. Он является одной из самых трагичных и значительных фигур в русской истории. Ради спасения людей он не побоялся идти против царя, которого неслучайно прозвали Грозным. Ради утверждения Божией правды он выступил против всеобщей лжи.

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного боярского рода. С ранних лет Феодор с сердечной любовью прилепился к боговдохновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

Феодора ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. По воле Промыслителя он обнаружил в себе призвание к иночеству и, тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель, где затем в течение девяти лет безропотно нес тяжкие труды послушника. По общему желанию братии, Феодор был поставлен в пресвитера и игумена обители.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он весомо улучшил состояние хозяйства Соловецкой обители, воздвиг два величественных собора — Успенский, Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное впоследствии под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

При первом свидании Игумена Филиппа с царем Иоанном Грозным, игумен узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами умолял он самодержавца не разлучать его с обителью, но Иоанн был непреклонен и настоял на принятии митрополии Филиппом. Согласившись, Филипп потребовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп много раз безуспешно старался вразумить царя, а затем от убеждений перешел к открытым действиям.

Первое открытое столкновение митрополита с царём произошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. Царь Иоанн вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с праведными обличениями: «... ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!».

За отказ святителя в благословении, Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Митрополит Филипп оказался в опале, а царь начал подготовку церковного суда над Филиппом, чтобы каноническим путём избавиться от неугодного ему иерарха.

8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.) Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.

Святитель Филипп не осуждал власть - он не дал ей благословения на злые дела, тем самым ясно сказав о том, Кто есть Глава Церкви, и перед Кем Церковь склоняет свою главу, и Кому она служит, и Кого она слушает. Ревностное и неотступное служение Филиппа Церкви стало примером в провозглашении Божией правды вне зависимости от того, что говорят о Церкви внешний мир, вне зависимости от того, как он громко, крикливо требует от Церкви подчинения.

В проповеди воскресной Литургии иерей Роман Подрезов осветил некоторые особенности праздника Богоявления и процитировал некоторые слова о Крещении Господнем митрополита Вениамина (Федченкова), в частности:

«Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5:19), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие.

Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовною.

Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия.

Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное».

По завершению Божественной Литургии отец Роман огласил порядок предстоящих богослужений и пригласил присутствующих на Рождественский утренник, подготовленный воспитанниками и преподавателями воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Прочитано 647 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены