Божественная Литургия в храме Покрова Богородицы в Неделю 5-ю по Пасхе, о Самаряныне

Воскресенье, 29 Май 2016
Оцените материал
(7 голосов)

Святая Церковь продолжает Божественное прославление Воскресшего Христа. 29 мая 2016 года христиане молитвенно встретили Неделю о самаряныне, воспоминая евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин. 4, 5-42).

Евангелист рассказывает нам: Иисус вместе с апостолами пришли к городу Сихарь. Ученики Спасителя отлучились в город купить пищи, а Христос остановился около колодца, который был достаточно глубок, и без веревки или специального приспособления, набрать воду было невозможно. В это время к колодезю за водой подошла женщина-самарянка. Спаситель первым обратился к самарянке, попросив у нее пить. Женщина сразу увидела во Христе иудея по наружности и напомнила Ему о том что, между их народами не принято даже общаться. Отвечая ей, Спаситель высказывает мысль, что если бы она только знала, с Кем сейчас разговаривает, то сама бы просила у Него «воды живой».

Поняв Иисуса буквально, женщина спросила: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4. 11). Отвечая, Спаситель говорит, что та вода, которую Он может ей предложить, сможет настолько утолить жажду, что, отведав всего лишь один раз, пить больше никогда не захочется. Услышав такую речь, самарянка просит у Спасителя такой воды. Но Христос ей советует прежде пойти и позвать своего мужа. Женщина могла отвечать как угодно, но законного мужа у нее действительно не было и пять мужей, которых она имела ранее, были незаконными. Поэтому, Христос, прежде всего, обличает ее в блудодеянии, хотя и хвалит за честность. Пораженная тем, что Собеседник знает ее тайну, о которой не знает больше никто в мире, женщина принимает Его за Пророка и задает главный религиозный вопрос своей жизни: где ей следует поклоняться Богу: в Иерусалимском храме или, как делали самаряне, на горе Гаризим. В ответ Спаситель говорит: «...настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4 - 23, 24).
Дальше женщина, понимая, что имеет возможность спросить самое главное, спрашивает о Мессии – когда он придет? Отвечая на это, Христос прямым текстом отвечает, что Мессия – это Он.

Во время этого разговора из города вернулись апостолы. Несмотря на то, что они сами только что общались с самаритянскими торговцами, а у некоторых из них даже покупали пищу, они были шокированы: Учитель разговаривает с женщиной-самарянкой! Женщина бросила свой водонос и немедленно побежала в город, рассказывая всем об удивительном незнакомце, который выдел ее насквозь – знал даже прошлое: «...пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4. 29).

Уже очень скоро первые горожане, заинтересовавшиеся проповедью женщины об удивительной встрече, поспешили к колодцу, чтобы собственным глазами увидеть Пророка. И многие Самаряне из города того уверовали в Него, сначала по слову свидетельствовавшей о Христе женщины, а затем сами услышав и узнав, что Он истинно Спаситель мира.

Через евангельское слово Церковь представляет нам в лице женщины-самярянки образ грешника, ищущего спасения, готового услышать призывный глас Спасителя, оставить своё ведро у старого колодца мирского безразличия, полного мутной жижи мирской суеты, почерпнуть из чистого неиссякаемого источника Христова воды живой, «еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследуем вечно» (кондак Недели о самаряныне).

В этот день богослужение в Усть-Каменогорском Свято-Покровском храме возглавил настоятель прихода – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко. Батюшке сослужили клирики Покровского храма диаконы Александр Якушев и Алексий Горбунов. Песнопения на клиросе исполнены академическим церковным хором под управлением регента Анны Король.

По запричастном стихе иерей Алексий Анищенко обратился к молящимся со словами проповеди. В пастырском слове говорилось о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождает души людей, восставляет духовно падших, возвращает на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так и самарянка, познав благосердие Господа, подавшего ей воду жизни, и напившись обильно водой Премудрости Божией, унаследовала Царство Небесное, подобно женам-мироносицам явилась провозвестницей истинного Спасителя и, подобно апостолам, стала проповедницей Христа. В частности, батюшка сказал:

«...по иудейски «Пасха» означает «избавление, переход». По мудрости Божьей, самярянка испытала несколько спасительных переходов от худшего к лучшему. Первый переход – пешеходный, приведший ее от дома к сидящему у колодца Христу. Следующий переход от упрека - к просьбе получить от Него воду живую. И, наконец, переход от суеверия о поклонении Богу только лишь на горе Гаризим или в Иерусалимском храме к истинной Вере в Отца Небесного, которому следует поклоняться в духе и истине.

Каждому из нас следует подражать самарянке в Вере во Христа-Спасителя, который открывается и нам с Вами. Но наши очи сердечные часто бывают слепы, дух наш - расслабленным, а разум – суеверным. В таком состоянии мы не можем увидеть, осознать и принять того, что вмещает в нас Господь. Только поклоняясь Отцу-Вседержителю в духе и истине, угождая Ему не внешним образом, а чистосердечным стремлением к познанию любви и стяжанию добродетелей, исполняя Его заповеди, мы, как и самярянка, по воле Бога станем источником воды живой. Помогай нам в этом Воскресший Господь. Аминь».

Прочитано 1027 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены