Богослужения в Свято-Покровском храме в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Вторник, 04 Сентябрь 2018
Оцените материал
(3 голосов)

2 сентября 2018 года в Покровском храме города Усть-Каменногорска совершены богослужения воскресного дня.

Богослужения возглавил настоятель Свято-Покровского прихода – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко в сослужении диакона Александра Якушева. Песнопения Литургии исполнены академическим церковным хором под управлением О. Афанасьевой.

В Евангельском чтении Воскресного дня прозвучала притча Спасителя о Царствии Небесном.

Некий царь решил устроить брачный пир для сына своего. Он послал своих слуг созвать всех, кто были достойными брачного пира. Но все приглашенные отвергли приглашение. Кто-то был занят своим домом и семьей, кто-то был занят своим скотом.

И повторного приглашения не приняли они, и даже оскорбили и убили некоторых слуг. Узнав об этом, разгневанный царь отправил войско для наказания этих людей, и были они наказаны по жестоким делам своим.

Дабы наполнить пир, царь послал новых слуг, указав им привести на пир всех, кого только найдут.

Осматривая приглашенных, царь увидел человека, оказавшегося на пиру не в брачной одежде. Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных" (Мф. 22, 2-14).

В воскресный день Святая Церковь праздновала икону Богородицы, именуемую «Прибавление ума».

Особенность иконы заключается в том, что Пресвятая Богородица и Младенец изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из итальянского города Лорето.

Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Старинное сказание об этом чудотворн образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова (ныне - Тутаев) протоиерея Владимира Мирославского:

В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном... Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум...

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя "Прибавление Ума". Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием "Лоретская".

Чудотворная икона Богоматери "Прибавление Ума", написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас - Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы "Прибавление Ума" начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

По отпусте литургии в храме совершен молебен об учащих и учащихся на начало учебного года.

По завершении богослужения отец-настоятель обратился к богомольцам с пастырским словом. Батюшка истолковал мирянам значение Евангельской притчи Господа Нашего Иисуса Христа о Царствии Небесном:

«...в песнопениях Великого Поста есть такие слова: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». Услышанное нами сегодня Евангелие повествует нам о брачном пире, который устроил господин для сына своего, который прообраз Царства Небесного; созывающие на пир слуги изображают проповедь пророков и апостолов; отказавшиеся от пира есть не уверовавшие; одетый не в брачные одежды - вошедший в Церковь, но не живущий по вере. Господь завершает свою притчу словами: «Много званных, на мало избранных», указывая нам, что Он призывает всех, среди которых немного спасающихся. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет – выбор человека, ходящего перед Богом в брачных одеждах – делах по вере. Но в притче Господа, человек не в брачных одеждах молчит и не ответствует «грешен в делах моих и вере, помилуй меня, я буду стремиться к исправлению». Господь предупреждает нас не стать подобными этому званному, но не избранному. Таких подобных много среди нас, вступивших в Церковь через Крещение, приобретших благодать Духа Святаго, но даже не знающих и не понимающих вероучения, действующих в угоду родителям, обычаям, неосознанным традициям. С таким отношением к благодати Божией, находясь вне Церкви, человек быстро ее растрачивает, а потом сокрушается, почему его преследуют бедствия и печали. Но христианин знает, соблюдая молитвенное правило, пост и принося покаяние, что у него есть грехи, за которые Господь посылает испытания, чтобы он не погиб, но, благодаря этим испытаниям обрел навыки терпения, смирения, добродетели, милосердия и многие другие. Не одевшийся же в одежды веры, не понимает, что Господь стремится его научить, вразумить и возбудить движение души, и вовсе не желает его уничтожить. Господь стремится сделать нас не только званными, но и избранными.

Научаясь этой притче, будем помнить о нашем высоком звании христианина и достойно нести его, но прежде – вникать в суть православной веры, рассуждать о себе - в брачной ли мы одежде добродетелей, или облачены в грехи и страсти, по крупицам собирать и умножать опыт души».

Из проповеди иерея Алексия Анищенко.

Приглашая богомольцев приложиться ко Кресту, иерей Алексий Анищенко поздравил всех с праздником воскресного дня, пожелал учащим и учащимся крепости душевной и телесной, благоразумия, совершения полезного для себя и приятного для Бога.

 

Прочитано 773 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены