Богослужения в Покровском храме в День Святой Троицы

27 Май 2018
Оцените материал
(2 голосов)

27 мая 2018 года, на 50-й день после Пасхи, в храме Покрова Богородицы столицы Рудного Алтая при большом стечении верующих молитвенно отмечено одно из главных православных торжеств – День Святой Троицы. В этот день в Свято-Покровском храме совершены праздничные Богослужения – Литургия святого Иоанна Златоуста и Великая вечерня праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Богослужения возглавил настоятель храма – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко. Отцу благочинному сослужил диакон Александр Якушев. Богослужебные пения исполнил церковный хор прихода под управлением Ольги Афанасьевой.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?".

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа". Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Сошествие Святого Духа было завершением дела спасения человека, ради которого сошёл на землю, умер и воскрес Сын Божий, Господь Иисус Христос. С этого великого дня начинается история Новозаветной христианской Церкви.

Богослужение праздника Пятидесятницы – торжественно и величественно. В песнопениях этого дня Святая Церковь чествует и прославляет Святую Троицу, единого Бога, Который не оставляет человечество Своей любовью и попечением, ниспосылая людям сокровище Божией благодати и жизни подателя - Духа Святаго.

В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны.

Перед причастием, в воскресном обращении к богомольцам, иерей Алексий Анищенко проповедовал, как Дух Святой – Дух Божий, подобно солнцу с высоты небес согревает наш дух, освящает наш разум и даёт нам великую радость благодатного единения с Богом. В частности, батюшка сказал:

«...на примере Вавилонского столпотворении мы видим, что человек не призывал Бога в союзники, а только лишь горделиво пытался достичь своей цели - возвести мост на небо. Это было стремление человека не угодное Богу. Поэтому Господь прекратил это строительство, разделив людей, сделав их неспособными понимать длуг друга, говоря разными языками.

...когда Святой Дух сошел на апостолов, тот Утешитель, о котором мы читаем слова Самого Христа в Святом Евангелии, и они получили способность проповедовать на многих языках и наречиях стало возможным построить особую связь между народом Божиим и Господом. Образно говоря, стало возможным возвести мост между человеком и Богом. Этим мостом является благодать Духа Святаго...

Единение же с Богом через благодать Святого Духа происходит по любви. Если духовная любовь будет действовать между нами, то возможно возвести мост между человеком и Господом Богом. Если же эта любовь прекращается, то мы вновь превращаемся в горделивых и неразумных строителей Вавилонской башни. Нельзя нам, братия и сестры, построив мост к Богу из любви и милосердия, допустить утраты радости общения с Господом. Для этого нам нужно всегда быть водимыми Святым Духом.

Как сохраняется и умножается эта благодать мы узнаем у апостола Павла: «...Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1).

...В эти святые дни мы будем молить Святаго Духа, будем призывать Утешителя в нашу жизнь, чтобы в нас горел огонь любви к Богу Вседержителю, чтобы мы исполнялись верности, единства и любви по образу Святой Троицы. Тогда наша жизнь станет светом для всех людей, станет истинной, добротой и сиянием».

Из проповеди иерея Алексия Анищенко

По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрылись и была совершена Великая вечерня, предваряемая 9-м часом. По чину Великой вечерни Пятидесятницы настоятель храма в царских вратах на коленях, лицом к богомольцам и с цветами в руках вознес Господу Богу три молитвы, сохраняющие и укрепляющие верующих в смиренном состоянии, делающие их способными к совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией.

В первой молитве, возносимой Богу-Отцу, исповедовались грехи, испрашивалось их прощение и благодатная небесная помощь против козней вражиих.

Во второй молитве просилось дарование верующим Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.

В третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения рода человеческого, Церковь молилась об упокоении усопших отцев и братий наших.

По завершении богослужений Святой Пятидесятницы, иерей Алексий Анищенко сердечно поздравил всех с праздником Святой Живоначальной Троицы и огласил порядок богослужений на предстоящую седмицу.

Прочитано 124 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены