Богослужение в Покровском храме в Неделю о мытаре и фарисее

28 Январь 2018
Оцените материал
(2 голосов)

Неделя о мытаре и фарисее – первый из воскресных дней, посвященных подготовке к предстоящему Великому посту. Свое название Неделя получила потому, что в этот день за Литургией звучит евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14):

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в эту Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

28 января 2018 года, в воскресный день, в Свято-Покровском храме столицы Рудного Алтая совершено Богослужение. Литургию святителя Иоанна Златоуста совершил настоятель храма – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко в сослужении клириков Покровского прихода иерея Александра Закурдаева и диакона Александра Якушева.

Богослужебные пения исполнялись церковным хором Покровского прихода. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывала нас отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

По отпусту Литургии настоятель Покровского храма обратился к богомольцам со словами проповеди. Отец Алексий рассказал о приготовительных седмицах, в которых Церковь подготавливает верующих к посту, а также раскрыл духовный смысл евангельской притчи о мытаре и фарисее. В частности, батюшка сказал:

«Святая церковь заботливо наставляет нас начать поприще Великого Поста разумно, собравшись с мыслями и чувствами и осознавая, на что себя подвигать. Поэтому воскресные дни, предваряющие Великий Пост, посвящены Евангельским чтениям и размышлениям о том, как благодатно начать пост, благополучно его провести и прийти к Пасхе Христовой.

Как и в евангельском чтении предыдущего воскресного дня о Закхее, сегодня мы вновь слышим о персонаже – мытаре, человеке из сословия, непопулярного среди своего же народа. Мытари собирали подати для Рима, не пользовались сколь-либо малым уважением и даже считались предателями. Именно такой человек из евангельской притчи молился Богу рядом с фарисеем, обладающим знаниями о Законе и успешно владеющий навыками религиозной жизни.

В своей молитве фарисей благодарит Бога за то, что он не такой, как все прочие грешные люди. В его словах горделиво звучит, что он постится, регулярно платит десятину, то есть является достойным и благочестивым человеком. Мытарь же, осознавая свою глубокую греховность, умоляет: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!».

Этим Евангельским повествованием Господь нас предупреждает и предохраняет от грехов гордыни и лицемерия. Фарисей в своей молитве гордится своими добрыми делами и показывает, насколько он лучше прочих. Но он не осознает, что любое доброе дело происходит по воле Бога. Человек без Бога не сможет совершить никакого доброго дела. Наипаче, наши добрые дела не нужны Богу и они отнюдь не спасают, а только способствуют спасению человеческой души. Совершаемые для ближних, добрые дела помогают человеку сохранить душу светлой и доброй, а не темной и черствой. На Страшном Суде перед Богом предстанут не наши прижизненные заслуги и добрые дела, а наши души. Добродетели фарисея для него самого могли бы послужить пользой. Но, как мы видим, его душа остается абсолютно безразлична и несострадательна к людям. Налицо греховная болезнь такого богомольца – гордыня и лицемерие. Эта болезнь понуждает человека оценивать себя лучше и чище, чем он есть на самом деле, забывать и не замечать благодати Божией, посылаемой по нашим молитвам и молитвам о нас. И, напротив – роптать на Бога, заблуждаясь, что Он не слышит нас.

Мытарь из притчи подает нам пример молитвы с упованием не на человеческие немощные старания, а именно на помощь Бога. Признавая свою греховность и духовную нищету, мытарь является более оправданным, нежели возносящий себя фарисей, желающий казаться чистым перед людьми, но не перед Богом.

В преддверии Великого Поста, Евангельскими примерами искренней и нелицемерной молитвы Господь побуждает нас к стяжанию Духа Истины и смирению. Если наш разговор с Богом будет нелицемерным, то и молитвы наши станут «мечом духовным» (Еф 6:17), благодатно очищающим наши души и сердца, помогающим в борьбе с сопротивными духами злобы поднебесной и нашими грехами. Спаси, Господи, и помилуй».

Из проповеди иерея Алексия Анищенко

В завершение отец Алексий огласил мирянам порядок предстоящих в Покровском храме церковных служб.

 

Прочитано 211 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены